KidsCare - детская психология - Изотерапия

телефон: 8 906 700 55 22
                8 906 700 48 48



ИЗОТЕРАПИЯ

Рисование как свободное творчество

Изотерапия  является очень результативным и приятным методом коррекции детских страхов. Данный метод особенно интересен когда проводится вместе с родителями. На занятиях не должно быть каких-либо ограничений для фантазий ребенка. Ведь в рисунке малыш выражает свои эмоции, страхи, тревоги в той художественной форме, которая наиболее близка его ощущениям.

Для занятия необходимы материалы в достаточном количестве и ассортименте. Большой выбор кисточек по размерам, разная бумага, ватман, обои, доска для мела, цветная бумага и так далее.


Психолог внимательно слушает ребенка и рисуя вместе с ним, переводит детские страхи или другие проблемы к осознаваемым и управляемым вариантам.

Можно предложить детям для построения рисунка интересные материалы, не связанные в нашем восприятии с процессом рисования: крупы, мятая бумага, макароны, ракушки, паста, кофейные зерна.

Чтобы получить как можно больше информации о том, что думает и чувствует ваш малыш, предложите ему нарисовать его семью – не объясняя, что именно подразумевается под этим словом, и не упоминая, кого из членов семьи нужно рисовать, а кого - нет. На все уточняющие вопросы отвечайте лишь: «Рисуй так, как тебе нравится». Очень полезны и информативны рисунки на темы «Я в детском саду», «Что видится во сне» или «Мой страх», «Самое плохое или хорошее», «Что было в твоей жизни самое интересное», «Нарисуй самое красивое животное». При расшифровке детского рисунка надо учитывать абсолютно все: выбор материала, цвет, размер, с каких деталей начал ребенок рисовать и многое другое.




Размер и месторасположение фигур

Если ребенок спокоен и уверен в себе, изображения не заполнят собой весь лист, но и не будут ютиться где-нибудь в уголке. Как, например, крошечный зверек в нижнем уголке листа. Подобные изображения указывают на неуверенность, робость, тревогу и ощущение одиночества. Слишком большие, заполняющие собой все пространство листа фигуры могут свидетельствовать о скрытой агрессии, внутренней потребности «увеличиться в размерах».

Когда ребёнок внешне спокоен и кроток, а на бумаге в течение длительного времени появляются невозможно зубастые и клыкастые монстры, то это, конечно, повод разобраться. Это может быть и выражение страха, и персонаж мультфильма. Но это может быть и сам ребёнок, пытающийся справиться со своей проблемой. Но не стоит успокаиваться, когда рисунки весёлые и яркие, а ребёнок постоянно находится в угнетённом состоянии, часто капризничает, раздражается. Вполне возможно, что ребёнок «прячется», убегает в нарисованный мир, и есть большая вероятность того, что в окружающем мире ребёнка есть проблемная ситуация, с которой он не может справиться.


Композиция рисунка

Рассмотрите внимательно детский рисунок. Верхний правый угол – область будущего. Какие фигуры там нарисованы? Добрые они или злые? Что они хотят? Может быть, это пугающие образы из снов или мультфильмов? Возможно, там изображены члены семьи или любимые герои ребенка? Противоположный край рисунка левый нижний угол) – область прошлого. Обратите внимание на то, какие фигуры расположены здесь. Спросите малыша, что думают и чувствуют фигуры в области прошлого и будущего. Кто у них друзья, где они живут, с кем живут? Чем они занимаются, какое у них настроение?

Маленькие дети в процессе рисования используют яркую, многоцветную палитру. Это совершенно нормально: ребенок пробует цвет «на вкус», «на ощупь». Двухлетки часто выбирают любимый цвет контрастный, тот, который хорошо заметен и случается рисуют только им. Родителей нередко беспокоит, что ребенок рисует исключительно темно-синими или черным, однако в этом возрасте это совершенно нормально.
Позднее ребенок все более свободно чувствует себя с цветом, выбирая и используя именно тот из них, которые в данный момент отражает его душевное состояние. Очень важно сочетание цветов – например, ярко-красный с черным свидетельствует об агрессивности, а синий с зеленым – о спокойствии и равновесии. Каждый цвет глубоко связан с определенными темами и несет в себе определенную смысловую нагрузку.


Рассказ о рисунке

С ребенком обязательно надо поговорить о рисунке. Но разговор должен быть продуманный, а не спонтанный. Запомните главное правило: никаких прямых вопросов задавать нельзя, ведущим в диалоге является ребенок. Интонации должны быть мягкими, и никаких критических замечаний, насмешек типа: «Ну и что ты тут нарисовал?». Вопросы нужно задавать ненавязчиво, ребенок может и не ответить на них.

Как бы ты назвал свой рисунок? Расскажи мне о своем рисунке. Или: что происходит на рисунке? Ответы на эти вопросы помогают наладить беседу и уловить общее ощущение от изображения. Как себя чувствуют люди или животные на картинке? Любая часть рисунка, фигура или предмет отражают те или иные переживания малыша. Все, что переживают герои рисунков, вполне вероятно, испытывает и сам ребенок. Что персонажи рисунка чувствуют по отношению друг к другу? Если бы они могли
разговаривать, что бы они сказали друг другу? Такие вопросы помогают ребенку высказать словами те чувства, которые он пытался выразить в рисунке.

Попросите задать вопрос нарисованному герою. У маленькой девочки, маленького мальчика, собаки, кошки, дома? Предоставив ребенку возможность отвечать на ваши вопросы за героев рисунка, вы сможете уточнить и прояснить непонятные моменты, разобраться, о каких переживаниях или страхах идет речь.



Свободное творчество является обязательным. Ребёнку желательно дать возможность рисовать в разное время дня, использовать разные виды красок, карандашей, фломастеров. Выбирать листы разных форматов (от блокнота до ватмана). Второе необходимое условие для диагностического процесса – искреннее и тёплое общение ребёнка с родителем.

Само по себе рисование и искреннее и чуткое обсуждение рисунка имеют большой эффект, ребёнок познает мир через призму красок. Обычно коррекция достигается, если ребенок со смехом или спокойно обсуждает образ своего страха.

Проводить занятия по данному виду коррекции лучше вместе с психологом. При этом присутствие родителей желательно. Этот метод можно широко использовать при работе с самыми различными страхами и проблемами.